Петр Лещенко в «Театральных мансах»

Недавно в клубе МБФ «Еврейский Хэсэд «Бнэй Азриэль» состоялась очередная встреча из цикла «Театральные мансы от Эмиля Крупника». В этот раз рассказывалось о Петре Лещенко, знаменитом эмигрантском певце с непростой трагической судьбой.

Его популярность на просторах СССР 30-40 годов была оглушительной. Подпольные «рентгеновские» копии грампластинок Лещенко расходились небывалыми тиражами, сказочно обогащая нелегальных издателей. Миллионы советских людей от Карпат до Курил, затаив дыхание, слушали запрещенного «эмигранта» – фокстроты и танго о любви, спетые лирическим мужским тенором. Под эти песни, льющиеся из трубы патефона, танцевали во дворах и в коммунальных кухнях, в интеллигентных квартирах и рабочих общагах.

Певец и танцор с мировым именем, пел на венгерском, румынском, немецком, французском, украинском и русском языках. Случилось так, что именно русские песни создали ему невероятную подпольную славу в СССР сталинской эпохи. И именно они стали одной из причин его трагической гибели в застенках румынской ГБ.

Лещенко начал свою творческую карьеру в Кишиневе. Сначала как танцор – гастролировал по Румынии в составе танцевальной группы, затем выступал в Париже, где встретился со своей первой женой – латышкой из Риги Зинаидой (Жени) Закитт. Жени тоже была танцовщицей, они создали танцевальный дуэт и исколесили с концертами Европу и Ближний Восток – выступали в Константинополе, Адане, Смирне, Бейруте, Дамаске, Алеппо, Афинах, Салониках.

Певческая же карьера Лещенко началась в начале 30-х, когда в Риге он познакомился с композитором Оскаром Строком. С этого времени певец сочетает концертную деятельность с работой в студиях звукозаписи. Париж, Берлин, Лондон, Вена, его пластинки выпускают лучшие мировые граммофонные фирмы: «Columbia» (Великобритания), «Parlophone Records» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellaccord» (Латвия). Всего при жизни Лещенко записал и издал свыше 180 грамофонных дисков – своеобразный рекорд.

Ключевым моментом биографии артиста стали триумфальные концерты в оккупированной Одессе в 1942 году. Когда началась война с СССР, и немцы захватили Одессу, она оказалась в румынской зоне оккупации. Понятно, что певцу, певшему и на русском, хотелось расширить аудиторию. Политики в этом не было никакой, но шла война, каждая из сторон пыталась использовать факт концертов в пропагандистской борьбе. Немцы с румынами хотели показать, что под их властью расцветает культурная жизнь портового города. А это, в свою очередь, очень не понравилось Кремлю. Началась контрпропаганда – в «Комсомольской правде» вышла статья «Чубчик у немецкого микрофона», в которой Лещенко клеймили последними словами – «оборванный белогвардеец, бывший унтер, продажный лакей, кабацкий хам, фашистский пропагандист, подручный немецких оккупантов, предатель Родины и своего народа» и прочий набор стандартных штампов. В сталинские времена такая статья означала заочный смертный приговор.

Три одесских концерта Лещенко прошли при полных аншлагах в Русском драмтеатре. Здесь же, в Одессе, артист, незадолго до того расставшийся с женой Жени Закитт, знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей. Он влюбляется в нее, чувство оказывается взаимным. Влюбленные женятся, Вера переезжает к Петру в Бухарест.

В сентябре 1944, после освобождения Бухареста, Петр Лещенко дал большой концерт для офицеров Советской Армии, но это его не спасло.

26 марта 1951 органы румынской госбезопасности арестовали певца в антракте во время выступления в городе Брашов. За сольники в окупированной Одессе Лещенко обвинялся в измене Родине. А в 1952-м году была арестована его жена Вера Белоусова – она вышла замуж за иностранца Лещенко и стала гражданкой Румынии, что рассматривалось как измена Родине.

Петр Лещенко скончался в 1954 в тюремной больнице Тыргу-Окна. Материалы дела закрыты до сих пор и, где его могила, неизвестно по сей день…

А на встрече в нашем клубе зрители, затаив дыхание, слушали рассказ о жизни и судьбе Петра Лещенко, взволнованно внимали его «медовому» лирическому голосу, исполнявшему в записи знаменитые хиты «Чубчик», «Черные глаза», «Все, что было». Песни «У самовара я и моя Маша» и «Моя Марусечка» прозвучали в живом исполнении Эмиля Крупника и Елены Винн.

Следующая «манса» от Крупника прозвучит 13 июля в клубе Хэсэда, ее героем будет Богдан Ступка.

Ждем Вас!

Читайте также

Архив